История

Интерес студентов к научно-исследовательской работе, самостоятельному творчеству стал проявляться уже с первых лет существования университета. Первые студенческие работы были опубликованы в 1809- 1810 гг. в журнале «Периодические сочинения об успехах народного просвещения», издаваемого Министерством народного просвещения. В 1811г. увидел свет сборник студенческих работ под названием «Сочинения воспитаников войска Донскою в Императорском Харьковском университете». Издателями при этом выступили сами студенты. И такие примеры можно продолжить. Но это были, в большинстве своем, литературные произведения, лишь в немногих из них можно обнаружить элементы научною анализа.

Литературное направление характеризовало деятельность и первых студенческих организаций. По всей видимости, первые кружки имели вид неформальных объединений. Так, известно, что «И.И. Срезневский и его четыре товарища по пансиону, поступив на этико-политический факультет, сплотились в тесный кружок и стали поддерживать друг друга и в любви к литературе, и в стремлении изучать Украину». В воспоминаниях Ф. К. Неслуховского находим некоторые подробности об этом кружке: «В конце Конторской улицы стоял но дворе один дом, в нем занимали довольно обширную квартиру молодые люди, приготовлявшиеся к экзамену на степень магистров. Эта квартира была известна всем — даже разносчикам и извозчикам под именем «магистерской». Образовались несколько кружков из магистров. Самый выдающийся включал Срезневского, Рославского, Метлинского, Костомарова и др., известный, как «кружок харьковских романтиков».

Однако уже в 1819г.. возникло «Общество любителей отечественной словесности». Председателем общества был студент Склабовский, руководителями — профессор русской истории Г II Успенский и профессор философии Л. И. Дудрович. Общество издало сборник трудов своих членов, однако вскоре прекратило существование Но в конце 1825г. студенты университета через того же Склабовского, ставшего уже адъюнктом, подали ректору прошение, в котором ходатайствовали об утверждении студенческого «Общества любителей наук, философский факультет составляющих», с которого начинается отчет истории студенческого научного общества Харьковского университета. Попечитель Е. В. Карнеев, рассмотрев проект устава этого общества, пришел к мнению, что его нужно назвать «Студенческое сотоварищество Общества наук при Харьковском университете», с тем чтобы подчинить «непосредственному руководству и наблюдению» укачанного общества. Однако Общество наук (в состав которого входили, главным образом, профессора университета), рассмотрев устав, постановило: студенческое сотоварищество к обществу наук не присоединить, чем, по сути, подчеркивали его автономный статус.

В середине 30-х годов XIX в. научно-литературная деятельность студентов еще более активизируется, приобретает организованный характер. По инициативе попечителей учебных округов и университетского руководства регламентируется процесс научно-литературных занятий, написания и подачи студенческих работ. Уставом 1835г. были установлены правила поощрения лучших студенческих работ. Так ректор университета П. П. Гулак-Артемовекий «в видах поощрения студентов к учено-литературным занятиям» предложил совету издать за счет университета лучшие из студенческих сочинений и кандидатских работ, изъявляя готовность в случае необходимости использовать для этого получаемое им дополнительное содержание по ректорской должности. В 1843г министр разрешил издавать «отличнейшие из студенческих сочинений ежегодно, по истечении учебного года особою книжкою под заглавием: «Опыты студентов Императорского Харьковского университета в отечественном языке и словесности». В 1846г. студенческий сборник вышел из печати.

В 40-е годы XIX в. научно-литературные занятия студентов большей частью состояли в написании исследовательских и литературных работ. В 1842/43 уч. году одному лишь проф. А.Л. Метлинскому было подано 172 студенческие работы.

Период с середины 50-х-70-е XIX ст. характеризуется переходом от преимущественно литературного к преимущественно научному творчеству, признанием как на университетском, так и министерском уровнях. В университетах усиливается практическая подготовка студентов, наблюдается более частое использование элементов научного исследования в учебном процессе. При этом Уставом 1869г. были запрещены какие-либо студенческие корпорации, однако 28 июня 1869г. был подписан циркуляр Министерства народного просвещения об усилении научных занятий студентов, что подчеркивало отношение к студенческой науке.

Любопытно отметить, что в проводимых факультетом конкурсах научных сочинений на так называемые «медальные темы» мы встречаем имена будущих крупных ученых — преподавателей университета. Так, в 1874/75 уч. году золотую медаль за работу «Исторический очерк христианской демонологии» получил Н. Ф. Сумцов, в 1879 г. такой же медали был удостоен труд В. П. Бузескула.

Студенты университета начинают принимать участие в деятельности общероссийских и региональных научных обществ. В среде же профессуры, да и самого студенчества, в это время формируется понимание необходимости создания студенческих научных объединений. Собственно, изменение отношения профессуры к научной работе студентов заметно уже в конце 70-х годов ХІХ в. Так, в «Заключении Совета Харьковского университета о правилах для студентов и об инструкции для инспекции» (1879) в разделе «частные собрания» указывалось, что «для ученых, литературных и художественных занятий… следовало бы предоставить проректору разрешать студентам составлять кружки». Что же касается собственно студенческих кружков, то в это время они представляли собой нелегальные или полулегальные научно-литературные объединения, где читались рефераты о народных движениях и революциях, дебатировались вопросы морали и т. п. В значительной мере это были, так сказать, «кружки самообразования».

В конце XIX-начале XX вв. правительство не только разрешило открытие студенческих научных кружков, но и стремилось активизировать этот процесс. Безусловно правительство, обеспокоенное массовыми студенческими выступлениями и активным участием студенчества в революционном и национально-освободительном движении, практически на все явления университетской жизни смотрело сквозь призму возможных беспорядков. Но студенческие научные объединения представляли собой исключения в понимании министерства. И не удивительно. Сошлемся на воспоминания В. И. Вернадского о студенческой жизни 70-80-х годов XIX в.: «Эти нелегальные организации в огромном, подавляющем большинстве были чужды политике. Она проникала в них лишь иногда, под влиянием внешнего угнетения». Можно согласиться с тем утверждением, что отмеченные меры правительства представляли собой попытку удовлетворить умеренные академические требования, реакцию на широкое студенческое движение за корпоративные права. Впрочем, на наш взгляд, нельзя сбрасывать со счетов и действие внутринаучных закономерностей, тех тенденций, которые проявились в развитии университетского образования. Иными словами, в создании студенческих научных организаций нужно видеть не только инициативу правящих кругов, направленную на отвлечение молодежи от революционном борьбы, но и воплощение устремлений как студенчества, так н профессуры. Студенческая наука становилась неотъемлемым элементом университетской жизни.

Начало нового периода в истории студенческой науки обозначено циркуляром Министерства народного просвещения от 21 июля 1899 г. и «Временными правилами организации студенческих учреждений» (22 декабря 1901 г.), разрешавшими создание студенческих научных кружков. На историко-филологическом факультете университета создается научно-литературный кружок, устав которого отправляется на утверждение в Минестерство. «Правила для студенческого при историко-филологическом факультете Императорского Харьковского университета кружка для занятий по истории русской и западноевропейской литературы был утвержден министром народного просвещения Н. П. Боголеповым 22 января 1900г. В дальнейшем подобные прошения министерство пришли из Казанского, Юрьевского, Новоросийского, Томского университетов. Важно отметить, что при этом устав Харьковского научно-литературного кружка стал основой для типового устава, который рекомендовался другим университетам.

В декабре 1900г. последовало письмо в министерство с просьбой учредить в Харьковском университете «кружок для занятий государственными науками,»богословско-философский кружок». 30 ноября 1901г. — с просьбой учредить «кружок для занятий психологией художественного творчества». Подобные прошения от Киевского и Новороссийского университетов последовали позже.

Таким образом, студенческая научная работа, зародившись в Харьковском университете уже в первые годы его существования, на протяжении последующих ста лет меняла свои формы, но никогда не прекращалась. Новые поколения студентов продолжали традицию, в то же время внося свой вклад в историю студенческой науки.

В революционный 1920г. Харьковский университет, как и другие университеты Украины, был ликвидирован, а на его основе создан ВУЗ кардинально иного тина. Ни смену университету пришла Академии теоретических знаний. В 1921г. академия была реорганизована в Харьковский институт народного образования (ХИНО).

Но несмотря на это студенческая наука продолжала существовать. Особенно энергично в первые годы работали кружки марксистов, атеистический, литературно-художественный. Позже начали возникать педагогические кружки различного направления. Так, на 1925/26 уч. г. приходилось уже 22 кружка, которые охватывали 540 студентов. Среди них 6 — профессиональных, 7 — украиноведения, 9 — художественно-педагогических. Эти кружки посещало 55-60 % студентов.

В 1933г. в Украине были восстановлены Киевский, Харьковский, Одесский и Днепропетровский университеты. В возрожденном университете при некоторых кафедрах (в частности, на химическом факультете) начали работать студенческие кружки, а с апреля 1934г. на химическом факультете стал выходить студенческий «Науковий бюлетень», который явился первым печатным изданием восстановленного университета университета. К этому времени была развернута кружковая работа и на других факультетах университета.

В таких условиях возникла необходимость создания единого координационного центра, которым и стало Студенческое научное общество, созданное в сентябре 1936г. и явившееся, таким образом, одним из первых СНО в СССР. Первым председателем и организатором СНО стал студент химического факультета, впоследствии профессор кафедры органической химии — Б. М. Красовицкий. В сентябре 1936г. был принят и устав общества, согласно которому в его члены принимались студенты, активно участвующие в работе кружков. На каждом факультете была учреждена секция общества. Во главе общества стоял президиум, в который, кроме председателя и секретаря, входили председатели секций и научные руководители общества. Первыми научными руководителями были избраны проф. И. П. Барабашов, А. В. Нагорный. Е. С. Хотинский (который также сыграл большую роль в создании СНО). Кроме того, каждая секция общества имела тоже своего руководителя.

Уже в первые месяцы существования общества было зачитано 58 докладов, организовано 9 экскурсий на предприятия города и в музеи. Особенно торжественно проходила первая студенческая научная конференция, посвященная 225-летию со дня рождения М.В.Ломоносова, состоявшаяся в декабре 1936 г. Представитслем каждого факультета было зачитано по докладу, в которых докладчики попытались осветить вклад ученого в физику, химию, металлургию, астрономию, языкознание, географию, историю.

О работе СНО стало известно далеко за пределами университета. Довольно необычными стали для многих активистов СНО зимние каникулы 1936/37 уч. года. Их пригласили в Москву и приняли председатель Комитета по делам высшей школы И. И. Межлаук и секретарь ЦК ВЛКСМ В. Ф. Пикина. Студентам предложили выступить на проходившем в Москве Пленуме ЦК Союза высшей школы и научных учреждений, где инициатива энтузиастов была одобрена, и СНО стали создаваться и в других вузах СССР. Уже с первых месяцев существования студенческое научное общество развернуло активную организационную деятельность: создавались новые кружки; налаживалась совместная, синхронная работа с отделениями СНО; проводились экскурсии; читались и обсуждались доклады на кружках, лучшие из которых печатались в факультетских «Ученых записках» (выходивших с 1936г.). Значительная часть кружковцев поступила тогда в аспирантуру, многие защитили кандидатские, докторские диссертации, а некоторые стали академиками. Это — В.Я.Билык, С. Я. Брауде, П. М. Бугай, И. Ф. Бурмистров, Б.И Веркин, Ф. Деркач, И. М. Евтушенко, Д. С. Казарновский, И. К. Ко-лесник, Г. П. Кушта, В. М. Лукьянович, И. М. Любарский, Л. С. Палатник, А. В. Погорелов, И. Г. Полоцкий, Л. М. Пятигорский, И. К. Рыбалка, Б. Г. Сидоренко, А. Слюсарев, И. Н. Францевич, Г. А. Чернуха, Н. П. Шевченко, И. Ясногородский и многие другие — все они воспитанники СНО 30-х годов.

Однако шел 1937 год. В университете росло число студентов, родители которых были объявлены «врагами народа», создавалась атмосфера подозрительности и страха. Не оставили без внимания и СНО. По словам Б. М. Красовицкого, на одном из кружков биологического отделения было арестовано несколько студентов, что бросило тень на работу всего СНО. Был освобожден от обязанностей председатель Совета СНО (Б. М. Красовицкий) и многие другие.

Но жизнь продолжалась, и СНО много еще успело сделать до лета 1941г., в частности: было проведено семь конференций; была налажена работа со всеми отделениями общества; кружками теперь руководили лучшие профессора и доценты, тогда как раньше аспиранты; проводились экскурсии; снаряжались экспедиции; публиковались лучшие доклады; студентов отправляли в научные командировки и награждали туристическими путевками.

Накануне Великой Отечественной войны в структуру СНО входило 44 студенческих научных кружка, которые охватывали до 20 % всего состава студентов дневного отделения. В первой половине 1940/41 уч. г. кружки провели 117 заседаний, на которых было зачитано 137 студенческих докладов, почти на каждом факультете прошла студенческая конференция, студенты получили командировки в Москву и Ленинград.

В июне 1941 года началась война. С приближением военных действий к Харькову университет был эвакуирован в г. Кзыл-Орда, а в феврале 1942г. был объединен с Киевским университетом в Объединенный Украинский государственный университет. Следует отметить, что даже в таких тяжелых условиях студенты продолжали заниматься научной работой, в частности, функционировали кружки по физике, астрономии, химии, минералогии, географии, а также литературная студия на филологическом факультете. На остальных факультетах кружки находились в стадии организации.

Характерной особенностью научной работы студентов в то время было то, что она была направлена на решение практических вопросов. Например, студенты исторического факультета выступали с пропагандистскими лекциями, где призывали дать отпор врагу, изучали события па фронтах и т. п

В мае 1944г. университет был реэвакуирован. Этими событиями мы заканчиваем первый период в жизни СНО, период творческого поиска и первого опыта. Главное для данного периода было то, что общество оформилось организационно и заявило о себе в полном объеме, ведь даже в тяжелые военные годы студенты продолжали свой творческий путь в науке.

История Студенческого научного общества Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина подготовлена на основе монографии